Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Грамотно писать должен в идеале каждый человек. Основы этого навыка закладываются в начальной школе. Что такое орфографическая зоркость и как научить этому ребенка, читайте в нашей статье.
Период обучения грамоте - очень ответственный этап для развития орфографической зоркости. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
Над решением проблемы развития орфографической зоркости у обучающихся работали известные русские педагоги, психологи, методисты (М.Р. Львов, П.С. Жедек, М.Т. Баранов, В.П. Шереметьевский, А.Д. Алферов, М.С. Соловейчик, Н.С. Рождественский, М.М. Разумовская, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Алгазина, О.С. Арямова, А.Р. Лурия, М.С. Шехтер, П.И. Зинченко и др.). Причины такого положения кроются как сложности нашего языка, так и в используемых методических решениях. Так как основы орфографической грамотности закладываются в начальной школе, именно на начальном этапе, необходимо искать новые способы, приёмы обучения русскому языку в школе.
Проблема исследования состоит в необходимости повышения у современных школьников уровня орфографической грамотности.
Объект исследования – орфографическая работа в младших школьников.
Предмет исследования – условия орфографической работы в 1 классе.
Цель исследования – изучить особенности орфографической работы в 1 классе.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ теоретических основ орфографической работы в 1 классе.
2. Рассмотреть особенности орфографической работы как условия формирования орфографического навыка.
3. Провести исследование условий орфографической работы в 1 классе.
Также важна реализация принципа наглядности на уроках обучения грамоте. Введение в задание для пересказа картинок только помогает первоклассникам передать смысл прослушанного, потому что дети опираются на увиденную информацию, им легче и интересней составить связную речь через свое отношение к просмотренному. Нужно учить детей последовательно вести рассказ через сюжетные картинки с последовательным развитием действий. Основополагающим принципом обучения в современном образовании является системно-деятельностный подход, реализующийся в принципе деятельности, принципе непрерывности, принципе целостности, принципе минимакса, принципе психологической комфортности, принципе вариативности, принципе творчества.
Деятельностный принцип в формировании связной речи реализуется через размышления детей над полученной информацией, работу с текстом. Необходимо учить детей участвовать в беседе, связно и понятно задавать вопросы по тексту и отвечать на них. Принцип непрерывности подразумевает постоянное развитие связной устной речи учащихся через постепенное усложнение заданий.
Принцип целостности характеризуется приобретением знаний, умений и навыков, направленных на формирование связной речи в течение всего периода обучения грамоте. При реализации принципа минимакса ученики должны освоить на уроках грамоты первоначальные умения связной речи. Также педагог может предоставить дополнительные материалы для максимального усвоения материала. Так, в учебнике по грамоте есть материал повышенной сложности. Принцип психологической комфортности проявляется в создании положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности, комфортной среды в классе. Это необходимо для того, чтобы школьники не боялись высказываться, делиться своими мыслями по поводу услышанного, задавать вопросы. Принцип вариативности предполагает предоставление текстов разного содержания для выбора ребенком и его последующего пересказа. Поскольку материал для чтения школьников разнообразный, он вызовет интерес. Принцип творчества реализуется через формирование умения составлять устные связные тексты на тему, предложенную самим ребенком, выразительно пересказывать наиболее интересные отрывки из произведений. Также важно предоставить школьникам возможность самим придумывать конец истории, прочитанной им или учителем.
В процессе обучения грамоте важны такие принципы, которые применяются в обучении русскому языку: коммуникативный, принцип единства учебной и воспитательной деятельности, принцип функциональности. Коммуникативный принцип формирования связной устной речи педагог в период обучения грамоте реализует через обсуждение рассказанного вслух учителем рассказа, беседы с классом, работу в парах по составлению диалога учащимися. Принцип единства учебной и воспитательной деятельности проявляется в воспитании культуры речевого общения и реализации ее на уроках обучения грамоте через беседы с учениками.
Следование принципу функциональности предполагает практическое овладение умением связной речи на уроках обучения грамоте через усвоение функций, выполняемых русским языком (чтение). Таким образом, через овладение коммуникативно-речевыми умениями, учет общедидактических принципов обучения, реализацию системно-деятельностного подхода на уроках обучения грамоте первоклассник успешно формирует умения связной речи и в дальнейшем развивает их. Формирование связной речи у младших школьников в период обучения грамоте является необходимым условием для успешного обучения в школе, развития мышления ребенка, творческих способностей, навыков самостоятельного усвоения новых знаний и умений. Если на уроках в период обучения грамоте систематически и целенаправленно применять определённые методы и приёмы, направленные на развитие речи, то это будет способствовать эффективному овладению первоклассниками умений связной речи и последующему ее развитию. В тексте статьи были охарактеризованы научные основы формирования связной речи в начальной школе через выделение знаний и умений для овладения связной устной речью первоклассниками, таких как речеведческие знания, коммуникативно-речевые умения и умение строить речь сознательно, целесообразно.
Образовательный стандарт третьего поколения среди предметных результатов по учебному предмету «Русский язык» содержат следующие требования: «Овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка», «Умение списывать текст с представленного образца, писать под диктовку в соответствии с изученными правилами; писать подробное изложение; создавать небольшие тексты (сочинения) по соответствующей возрасту тематике» [2].
Успешность достижения указанных результатов напрямую зависит от орфографической грамотности школьников, важным компонентом которой является зоркость. Кроме того, действия, описанные нами ранее, способствуют формированию большого количества универсальных учебных действий, например, работа с орфограммой по алгоритму позволяет работать с регулятивными УУД (постановка учебной задачи, определение последовательности промежуточных целей, сличение формы деятельности и его результата, внесение необходимых корректив, оценка); диктант с комментированием позволяет тренировать умение выбирать основание и критерии для сравнения, выделять существенные и несущественные признаки, строить логическую цепочку рассуждений и устанавливать причинно-следственные связи; непосредственный процесс поиска орфограммы в слове является основой для поиска и выделения информации, для развития знаковосимволических УУД, способности к мобилизации сил и энергии и т.д.
Мы видим, что формирование орфографической зоркости становится не только базой для развития грамотности обучающихся начальных классов, что, в свою очередь, позволяет нам говорить о достижении предметных результатов, но и способствует получению таких умений, которые носят метапредметный характер, поэтому необходимость работы над ней становится неотъемлемым компонентом по ФГОС НОО.
Глава 2. Экспериментальная часть
2.1. Констатирующий срез
Для того чтобы выявить уровень орфографической грамотности учащихся было проведено констатирующее исследование. В нем принимали участие учащиеся 1 класса средней общеобразовательной школы. Всего в исследовании принимало участие 26 человек, из них 15 мальчиков и 11 девочек.
При анализе данных по первому заданию «Списывание с печатного текста» результаты были следующими:
- Хороший уровень: 14 детей.
-Удовлетворительный уровень: 10 детей.
- Неудовлетворительный уровень: 2 детей.
Орфографические ошибки: нарушение слогового анализа (перенос слова); проверяемые гласные в корне (лественицы – лиственницы); недописывание окончаний (краскам – красками, ласковы – ласковые), зелини – зелени, сриди – среди, разные – резные, отлечаются – отличаются, жосткие – жесткие.
При анализе второго задания «Списывание с рукописного текста» результаты были следующими.
- Хороший уровень: 14 детей.
- Удовлетворительный уровень: 8 детей.
2.2. Содержание формирующего эксперимента
Иванова В. Ф говорила, что «в условиях обучения русскому языку воспитать внимание, - значит, развить умение видеть различные формы слова, развивать "орфографическую зоркость". Это значит, что, глядя на написанное слово, дети должны видеть его в целом и в составляющих его частях [1, c.90]
Как первоклассникам объяснить, что же такое орфографическая зоркость? Какие задачи ставить перед учениками? Какие упражнения подобрать, чтобы ребятам было интересно? Фрагмент урока. Учитель: В русском языке много слов, в которых могут «вырасти» ошибки. Как быть, что делать? Будем развивать орфографическую зоркость! Что же такое орфографическая зоркость? Ребята, какого человека мы называем зорким? (Выслушиваю ответы, зачитывая информацию из Толкового словаря) «Зоркий - хорошо видящий дальние и мелкие предметы, с острым зрением» -[2, c.233] Ребята, а кому нужна зоркость? Ученики: -Водителю, ему нужно внимательно смотреть на дорогу, чтобы избежать столкновения с другими машинами.
-Орлу, чтобы увидеть свою добычу с огромной высоты. -Охотнику, который выслеживает зверя. Учитель: Чтобы хорошо видеть, люди изобрели специальные инструменты: бинокль, микроскоп, телескоп, очки. Но, оказывается, зоркими бывают не только глаза. Зорким бывает еще и ум. Для того чтобы грамотно писать, нужно иметь не только зоркий глаз, но и зоркий ум. Он помогает глазу увидеть трудные места в словах. Про тех, кто видит трудные места в слове, орфограммы, говорят, что у них есть орфографическая зоркость. В чем-то эти люди похожи … на настоящих грибников.
«Грибная удачливость у всех разная. Один возвращается из леса с корзинками, донышки которого едва покрыты грибами, а у других корзины полны с верхом и оттягивают руки. Эта «грибная удачливость» зависит от того, как люди собирают грибы. Одни ходят по лесу и ждут, когда грибы попадутся им на глаза. Другие старательно обшаривают каждый квадратный метр земли. Они тоже соберут не много грибов, так как потратят напрасно немалую часть времени. А третьи? Третьи знают, где любят расти грибы. И находят их легко и быстро. [3, c.57-59]
Тем, кто хочет писать грамотно, нужно знать «грибные места» для ошибок или «ошибкоопасные места». Звуки могут быть в сильной и слабой позиции. Если звук, как слышится, так и пишется. Он находится в сильной позиции. Но не всегда пишется, так как слышится. И это уже слабая позиция звука - ошибкоопасное место. Например, правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. – М.: Просвещение, 2017. – 160с.
2. Бабайцева В.В. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. – М.: Академия, 2011. – 624с.
3. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии. // Начальная школа. – 2003 – №4 – С.39
4. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М.: Просвещение, 2016. – 307с.
5. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии/Отв. ред.Е.В. Шорохова. – М.,2016. – С.236-277.
6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 2007. – 358с.
7. Жедек П.С. Методика обучения орфографии/ Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах. / Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: Просвещение. 2012. – 306с.
8. Жукова Н.С. Учимся писать без ошибок. – М.: Эксмо, 2002. – 72с.
9. Заморзаева Е.М. Поэтапная обработка орфографических навыков на основе алгоритмов. Обучение в восьмилетней школе. – М., 1977. – С.55-71.
10. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. – М.: Высшая школа, 1979. – 312с.
11. Иванова В.Ф. Современная русская орфография Текст.: учеб. пособие для студентов. – М.: Высшая школа, 2011. – 192с.
12. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М.: Просвещение, 2012 – 146с.
13. Короткевич З.В. Текстовые упражнения для развития орфографической зоркости младших школьников. 2-4 классы. – Мозырь: Содействие, 2010. – 92с.
14. Лозинская Т.П. Русский язык – это интересно: Книга для учителя / Т.П. Лозинская. – М.: Московский лицей, 2000. – 192с.
15. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 2017. – 267с.
16. Львов М.Р. Обучение орфографии в начальных классах // Начальная школа. – 2014. – №12 – С.67
17. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. Учебник для филологических специальностей вузов. – М.: Высшая школа, 2017. – 272с.
18. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждения ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие. – Санкт-Петербург: Стройлеспечать, 2016. – 64с.
19. Назарова Л.К. О проговаривании и комментировании в обучении правописанию // Начальная школа – 2017. – №4. – С.45-47.
20. Рамзаева Т.Г. Орфографический навык и методические условия его формирования. // Начальная школа – 1976 – № 8.
21. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. – М.: Просвещение, 2010. – 328с.
22. Современный русский язык. / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 448с.
23. Талызина Н. Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. – М.: Изд-во МГУ, 2019. – 284с.
24. Текучев А.В. Об орфографическом и пунктуационном минимуме в средней школе. – М.: Просвещение, 2012. – 111с.
25. Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников // Начальная школа. – 2001. – №5. – С.43-48.
26. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1957. – 188с.